ЮHИОРСКИЙ ХЕДЛИHГ СЕГОДНЯ
Сегодня конкурсы юного хендлера становятся все более популярны. Поэтому корреспондент "Друга" встретился с председателем квалификационной комиссии РКФ по юниорскому хендлингу Екатериной Баужес и попросил поподробнее рассказать об этом интересном увлечении ребят.
- Когда состоялось открытие школы юных хендлеров и что послужило первопричиной этого события?
- Юниорский хендлинг достаточно сильно развит во всем мире. Другое дело, что сама школа - форма по-своему уникальная. На сегодняшний день подобные школы существуют только в Англии. Во всем мире работа с детьми ведется по другому: или организуется что-то вроде кружков, как в некоторых земельных клубах Германии, или с детьми занимаются непосредственно на выставках. Наша школа действует иначе: дети не только имеют возможность практически работать на выставках, но и получают серьезную теоретическую подготовку, А причина, по которой мы предприняли такой шаг, проста. Большинство детей на выставках, если можно так выразиться, беспризорные: они ходят за родителями, глазеют на собак, таскают клетки... Но есть и такие, которые помогают и непосредственно выставлять собак: сначала за рингом, а потом и в ринге. Конечно, в основном это декоративные породы: кокер-спаниели, пудели... Неслучайно первыми проводить конкурсы юного хендлера на своих выставках начал спаниель-клуб и союз пудель-клубов, где инициаторами этого движения стали М.Мальчевская и Ю.Щуко. И первым, кто перевел с немецкого языка и любезно предоставил нам международные правила по юниорскому хендлингу, была именно Юлия Щуко, за что мы ей очень благодарны, Идея самой школы возникла после "Евразии-94", и в сентябре того же года состоялось ее открытие. Наш первый выпуск - 42 ученика, многие из них профессионально работают во взрослых рингах, некоторые учатся,
Все дети, оканчивающие нашу школу, будут в дальнейшем привлекаться к работе в рингах (по желанию, конечно). Поэтому они должны знать, какие обязанности им предстоит выполнять, как организовать ринг, как вести документацию, посмотреть работу разных экспертов.
- Какую главную задачу Вы перед собой ставите, занимаясь с детьми?
- Сформировать у детей новое кинологическое мировоззрение, дать им возможность понять, что такое современное цивилизованное собаководство. Мы учим детей не только побеждать, но и дружить, чтобы они помогали друг другу и болели друг за друга. Пока это удается. Ребята искренне радуются успеху своих коллег и поздравляют их с победой. А у взрослых это происходит крайне редко. На Всемирных выставках, когда побеждает собака из России, радуются американцы, итальянцы, чехи - кто угодно, только не русские... Это отношение нужно ломать уже сейчас. И если нам удастся привить детям чувству уважения друг к другу, если они будут знать, как себя вести и научатся сохранять лицо в любой ситуации, то взрослым ничего другого не остается, как брать с них пример. А дети должны понять, что собаководство - это не только шоу, где они в красивой одежде с красивыми собаками выступают в красивых соревнованиях, но прежде всего колоссальный труд и еще раз труд. Поэтому на первом этапе самое важное научить их правильно общаться с собакой, любить и понимать ее. Без этого не получится ни дрессировщика, ни эксперта, ни тем более хендлера.
- Кто преподает в школе? Был ли случаи, когда уроки проводили зарубежные эксперты?
- Преподавание в школе элитарное с точки зрения и преподавательского состава и собак, на которых объясняют методику показа. В этом году занятия начались 16 января с благословения президента РКФ Е.Ерусалимского, отношение которого к школе самое серьезное, и он поддерживает ее всесторонне. Он по своей инициативе собрал президентов национальных породных клубов специально для того, чтобы поставить вопрос о преподавании в школе юного хендлера. Евгений Львович привел такой пример: "Для того, чтобы объяснить ребенку, что такое цветок, например роза, обязательно нужно его показать и дать понюхать. Поэтому я хочу, чтобы вы отнеслись к этому серьезно, привели в школу действительно лучших собак и показали детям, как выглядят именно современные породы собак!" В свою очередь, президенты договорились о том, что они создадут неформальный попечительный совет. Поэтому несмотря на то, что преподавание в школе бесплатное, занятия проводят специалисты самого высокого уровня. Зарубежные эксперты проявляют к школе самый острый интерес и не раз высказывали желание участвовать в занятиях, но, к сожалению, лимит времени не позволял им этого сделать. Мы стараемся привлечь к юниорскому движению как можно больше детей, поэтому занятия в школе и участие в конкурсах бесплатные и открытые для каждого ребенка. Однако для учащихся школы конкурсы - это практические занятия, поэтому участие в них обязательно.
- Конкурсы проводятся по одной программе и для учащихся школы и для детей "с улицы"?
- Да. Правда на "России" у нас проходят два раздельных конкурса; для дебютантов и для учащихся школы. Но на других выставках мы, к сожалению, не имеем такой возможности, поэтому дети выступают по одной программе. Конечно, наши ученики, которым она знакома, оказываются в несколько более выгодной ситуации. Однако для меня главный критерий высокой оценки это правильный контакт ребенка с собакой: насколько она его любит и насколько он ее любит и понимает, а вовсе не умение выполнять обязательные упражнения: б фигур и 3 поворота...
- Могут ли обычные дети заранее познакомится с программой и узнать, какие обязательные фигуры им предстоит выполнить?
- В принципе да. При поддержке "Педигри" была выпущена книга "Юниор-хендлинг", написанная госпожой Элке Пепер, в которой приведены международные правила проведения конкурсов по юниорскому хендлингу и, в том числе, все требования, предъявляемые непосредственно к работе хендлера. Элке Пепер - очень опытный специалист в этой области, она судила финал юниорского хендлинга на Всемирной выставке в 1994 году, на национальной выставке в Хельсинки, и другие подобные соревнования в Европе, а также и у себя на родине в Германии. Поэтому в книге ей удалось в предельно сжатой и ясной форме осветить всевозможные проблемы организации соревнований по юниорскому хендлингу. Книга распространяется в офисе РКФ и бесплатно выдается всем заинтересованным представителям кинологических организаций. Госпожа Пепер - известный заводчик, ей принадлежит питомник вест-хайленд-вайт-терьеров и норфолк-терьеров и вообще она прекрасный эксперт по группе терьеров, однако на "Евразию-96" она была приглашена "Педигри" для судейства финала именно юниорского хендлинга. Она смогла увидеть выпускников сразу двух лет работы школы и после выставки провела семинар, где, в частности, отметила прекрасную подготовку наших детей, сказала, что они работали вполне на европейском уровне и призналась, что ей было очень трудно определить победителя.
- Как отбираются дети для участия в финальном конкурсе на "Евразии"?
- Обычно после "России" намечается 6 сертификатных выставок-полуфиналов, и по сумме баллов трех из этих шести выставок определяется, кто будет участвовать в финале. Как правило, финалистов бывает по 15 человек в каждой группе.
- Чем обусловлено деление на группы?
- Это делается исключительно для удобства судьи: конкурсы довольно многочисленные и судить сразу такое большое количество участников достаточно сложно. Поэтому детей стали делить на две возрастные группы: от 9 до 12 лет и от 13 до 17 лет. Однако несмотря на то, что дети делятся на старшую и младшую группы, они выступают на одном уровне и часто младшие оказываются даже сильнее старших. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что мастерство хендлера никак не зависит от возраста. Но мы, как и во всем мире, считаем, что раньше 9 лет участвовать в подобных конкурсах не стоит, так как для детей это очень большая психологическая нагрузка и в случае проигрыша они чересчур переживают: плачут, расстраиваются... На европейских и всемирных соревнованиях деление на группы происходит иначе: там на группы делит сам судья в зависимости от близости хендлинга различных пород. Например, у пуделя и американского кокера очень похожий хендлинг, у терьеров, у ротвейлера, боксера, дога и добермана и т.д.
- Учитывается ли при оценке степень сложности хендлинга различных пород и какие породы считаются самыми трудными для показа?
- Степень сложности хендлинга, безусловно, играет свою роль и судья учитывает это при оценке. Чем меньше собака, тем труднее ее показать. Кроме того, например, чи-хуа-хуа, московский той, левретка - это собачки с очень слабой психикой. Трудно показывать гриффона, пекинеса, мопса. Чрезвычайно сложная порода - английский бульдог и никто из детей его не выставляет, очень тяжелый хендлинг у такс - у нас в стране почти никто из взрослых не умеет их показывать, Совершенно специфический хендлинг у лабрадоров - при показе хендлер должен стоять перед собакой. У доберманов, догов, боксеров, ротвейлеров сейчас требуется показ на открытой удавке на рыси и в стойке так, чтобы презентация была естественной. Это чрезвычайно трудно, поэтому здесь требуется помощник и самое сложное - высоко поднять шею собаки и опустить голову, чтобы обозначился загривок, и продемонстрировать плавную линию верха. Очень тяжело показывать прикус у черного терьера или ризеншнауцера: борода все закрывает, а ручки ребенка слишком малы, чтобы одновременно схватить морду и справиться с богатой растительностью на физиономии собаки... В хендлинге крупных пород тоже есть своя сложность - их трудно поворачивать и они чисто физически могут оказаться слишком тяжелы для ребенка. При показе ротвейлеров, доберманов, кавказских и среднеазиатских овчарок я всегда говорю, чтобы владельцы страховали этих собак, даже если они хорошо обучены. На "Россию" специально были приглашены два дрессировщика из клуба "Крафт", которые страховали и судью, и детей, и меня. У нас уже бывали неприятные случаи, например в Питере, когда ротвейлер неожиданно пошел в атаку... Все обошлось благополучно, но потенциальную агрессивность все же необходимо учитывать.
- Что, по Вашему, самое сложное в судействе юниор-хендлинга?
- Самое сложное, пожалуй, полностью абстрагироваться от экстерьера собаки, потому что взгляд эксперта невольно улавливает прежде всего именно недостатки ее экстерьера. А нужно оценивать лишь умение ребенка обращаться с собакой. Но с опытом это приходит. Идеально, когда дети работают с хорошо подготовленными выставочными собаками. Настоящий хендлер должен знакомиться с собакой как минимум за месяц до выставки, лично заниматься ею и готовить ее к показу, Бывают ситуации, когда своя "модель" заболела и мы уже на выставках ищем людей, которые могли бы доверить ребенку собаку для участия в конкурсе и оказывается, что некоторые дети показывают опытных ринговых бойцов и даже чемпионов мира, а кому-то приходиться работать с совершено неподготовленными собаками, впервые оказавшимися на выставке. И в этом случае шансы, конечно, не равны. Опытные судьи для того, чтобы в полной мере оценить все достоинства и недостатки хендлерской работы, используют такой прием. Они предлагают детям на время поменяться собаками.
- Судьи юниорского хендлинга - кто они? Может ли любой эксперт судить конкурсы хендлеров или для этого нужны какие-то дополнительные занятия?
- Это достаточно специфическое занятие и далеко не каждый эксперт может быть судьей. Для этого прежде всего нужно любить детей и быть настоящим патриотом юниорского хендлерского движения. У нас создана квалификационная комиссия по юниорскому хендлингу, председателем которой я являюсь. Комиссия готовит кандидатуры на судей юниорского хендлинга. В комиссию также входят: М.Поливанов без пяти минут доктор педагогических наук, М.Мальчевская - профессиональный преподаватель, Л.Иванкина - завуч нашей школы, у нее также педагогическое образование, В.Иванищева - педагог со стажем, лично у меня - высшее техническое образование.
- Екатерина, очень часто зрители, да и сами дети, в душе бывают не согласны с судьей и не понимают его решений, а никаких объяснений по ходу своей работы судья, как правило, не дает. Может, все же имеет смысл как-то комментировать происходящее?
- Мы, по возможности, стараемся комментировать конкурсы хендлеров, но это достаточно сложно, так как человек должен уметь говорить вообще, уметь говорить в микрофон конкретно, а также очень хорошо знать все, что происходит на ринге. Однако комментируя конкурсы, я, например, объясняю зрителям, какие фигуры участник выполняет, но очень аккуратно говорю, где он ошибся, потому что это может вызвать у ребенка болезненную реакцию и помешает ему спокойно продолжать соревнование.
- Каковы наиболее частые ошибки юных хендлеров?
- Неправильно повернулся, оказался между судьей и собакой, заслонил прикус своей прической, некоторые дети, заканчивая движение, останавливаются вплотную к судье так, что ему приходится отходить, чтобы увидеть собаку целиком - это тоже ошибка. Неудобная одежда с излишне широкими рукавами или рюшечками, которые мешают собаке, лезут ей в глаза - это еще один минус.
-Значит одежда хендлера тоже влияет на оценку?
- Внешний вид хендлера - это один из критериев оценки. Одежда должна быть удобной, достаточно нарядной и по тону подходить к окрасу шерсти собаки, контрастировать с ней. Нужно всегда помнить, что хендлер служит фоном собаки. Не должно быть ничего лишнего; никаких шарфиков, рюшечек, перчаток, шляпок с ленточками, которые могли бы помешать собаке! 0 туфлях на высоких каблуках с железными набойками тоже нужно забыть! Приведу такой пример: на выставке "Сибирь96" Игорь Соловьев показывал абрикосового пуделя. На мальчике были темно-синие брючки, клубный пиджак темно-зеленого цвета, бабочка в тон брючкам и очень удобные мягкие туфли, которые совершенно не звучали. Он очень мягко двигался, и окрас собаки, ее прическа на этом фоне просто играли! Причем было видно, что этот ребенок в свои 8 лет уже умеет носить пиджак. Мы были просто потрясены.
- Последний, пожалуй, самый главный вопрос: где находится школа юного хендлера?
- Наша школа работает в помещении средней школы на Песцовой улице, это рядом с офисом РКФ. Занятия проводятся раз в неделю с 18 до 20.00, Филиалы нашей школы уже работают во Владимире и Владивостоке. В ближайшее время откроются филиалы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Казани...
Беседовала Валентина ЗЯБРЕВА